Адвокаты по наркотикам

konsultant228.ru

Выигранные нами уголовные дела по наркотикам

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СБЫТА НАРКОТИКОВ

Преступления в сфере незаконного сбыта наркотических средств и психотропных веществ подлежат расследованию и доказыванию в рамках требований УПК РФ, но имеют и некоторые особенности, связанные с собиранием и закреплением доказательств.

Закон указывает, что под незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ, следует понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную или безвозмездную реализацию другому лицу, в том числе продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д. При этом передача может осуществляться как непосредственно из рук в руки, так и путем сообщения об их местонахождении в котором осуществлена закладка или путем введения инъекции. < п. 13 Постановления Пленума ВС РФ №14 >

Сбытом наркотического средства или психотропного вещества считается любая передача наркотика, при условии, что он принадлежит передающему или третьему лицу совместно с которым он действует, и не принадлежит, до момента его передачи получившему. Не имеет значения получил ли передавший наркотик за него денежное или иное вознаграждение, или передал его безвозмездно.

О цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ (умысле на сбыт) могут свидетельствовать при наличии к тому оснований их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с потребителями и т.п. 

Фото из открытых источников

Таким образом, один лишь факт расфасовки наркотического средства, его приобретение или перевозка, не могут достоверно указывать на наличие цели сбыта данного вещества.

Важным является наличие оснований подозревать такого человека в причастности к сбыту наркотиков, будь то оперативная информация, или иные доказательства свидетельствующие о намерении сбыть наркотик.

Такими доказательствами могут являться: признательные показания самого задержанного, показания свидетелей о причастности задержанного к сбыту наркотиков, о наличии договоренности приобрести у задержанного наркотическое средство, результаты прослушивания телефонных переговоров, наблюдения за задержанным, переписка в мессенджерах, посредством смс-сообщений, социальных сетях и т.д.

Вместе с тем, не может квалифицироваться как незаконный сбыт наркотического средства или психотропного вещества путем введения одним лицом другому лицу инъекций, если наркотик принадлежит самому потребителю, и инъекция вводится по его просьбе, либо совместно приобретено потребителем и лицом, производящим инъекцию, для совместного потребления, либо наркотическое средство или психотропное вещество вводится в соответствии с медицинскими показаниями.

Так, если одно лицо, имея наркотик, попросило другого сделать ему его инъекцию, то действия сделавшего такую инъекцию не могут считаться сбытом. Или когда лица вместе приобрели наркотическое средство для личного употребления, и совместный наркотик был приобретен в одной упаковке, то передача части совместно приобретенного наркотика, другому лицу его приобретавшему, не является сбытом. И такие действия должны быть квалифицированы как приобретение и хранение наркотического средства группой лиц по предварительному сговору.

Ответственность лица за сбыт наркотических средств, психотропных веществ по части 1 статьи 228.1 УК РФ наступает независимо от их размера. Таким образом, даже если размер сбытого наркотического средства не является значительным в соответствии с Постановлением правительства РФ №1002, то такие действия квалифицируются по ч.1 ст.228.1 УК РФ, как сбыт в не значительном размере. 

В случае, когда лицо передает приобретателю наркотические средства или психотропные вещества, по просьбе (поручению) другого лица, которому они принадлежат, его действия следует квалифицировать как соисполнительство в незаконном сбыте указанных средств.

Другими словами, если лицо заранее договорилось со сбытчиком наркотиков, об оказании ему помощи в сбыте другим лицам, то его действия будут квалифицированы как сбыт наркотиков группой лиц, совместно с продавцом. К таким действиям относятся не только фактическая передача наркотика покупателю, но и осуществление «закладок» с передачей адресов сбытчику (курьер), ведение переписки с покупателями, указание им мест «закладок», контроль поступления денег, перевозка наркотиков по просьбе третьих лиц, зная что они предназначены для сбыта и т.д.

В тоже время, если лицо заранее не договаривалось с продавцом наркотических средств об оказании ему помощи в их сбыте, а наоборот имело договор об оказании помощи в приобретении наркотика у сбытчика с третьим лицом, которое в силу объективных причин не могло их приобрести самостоятельно, за его деньги, то такие действия должны быть квалифицированы как соучастие (пособничество) в приобретении наркотического средства или психотропного вещества по ч.5 ст.33, и ст.228 УК РФ, а не как их сбыт по ст.228.1 УК РФ.

Фото из открытых источников

По преступлениям, связанным со сбытом наркотических средств и психотропных веществ, с 30 июня 2015 года, оконченным преступлением, без применения ч.3 ст.30 УК РФ — покушение на преступление, считаются действия по передаче наркотического средства покупателю, независимо от того, получил он их фактически или нет. Как оконченное преступление, без ч.3 ст.30 УК РФ, квалифицируется осуществление «закладок», в том числе когда покупатель не забрал оттуда наркотик, передача в ходе оперативно-розыскных мероприятий «проверочная закупка», «оперативный эксперимент», когда наркотик был изъят сотрудниками полиции и т.д.    < п. 13.1 Постановление Пленума ВС РФ №14 >

С 30 июня 2015 года, покушением на преступление, с применением ч.3 ст.30 УК РФ, считаются действия лица по незаконному приобретению, хранению, перевозке, изготовлению наркотических средств или психотропных веществ, который тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства покупателю.

Так, если лицо хочет продать наркотическое средство или психотропное вещество, и с этой целью их приобретает, хранит, изготавливает, но не успевает осуществить действий к их продаже, например путем осуществления «закладки», или договорившись с покупателем об их сбыте и т.д., то такие действия квалифицируются как покушение на сбыт с применением ч.3 ст.30 УК РФ. < п.13.2 Постановления Пленума ВС РФ №14 >

КАК СЛЕДСТВИЕ ДОКАЗЫВАЕТ СБЫТ НАРКОТИКОВ

При доказывании сбыта наркотических средств и психотропных веществ подлежат доказыванию две составляющих:

1-я составляющая, это так называемая субъективная сторона совершения преступления — направленность цели, именно на сбыт наркотика (умысел).

То есть, сбытчик является собственником наркотического средства или действует в интересах собственника, осознает, что совершает преступление — незаконные действия направленные на передачу наркотика другому лицу, и желает совершить или совершает данные действия.

Таким образом, следствие будет доказывать направленность умысла именно на сбыт, инициативу исходящую именно от сбытчика, что может выражаться в поиске покупателя наркотика (предложении купить), путей его реализации, осуществлении «закладок», предложении угостить наркотиком, размещении в интернете предложений о его продаже, переписка в социальных сетях, и мессенджерах направленная на сбыт наркотиков и т.д.

О направленности умысла на сбыт также свидетельствует продажа или передача наркотического средства или психотропного вещества лицу, которому оно не принадлежит, по его просьбе, при условии, что покупатель (приобретатель) не действует в рамках оперативно-розыскных мероприятий, под контролем сотрудников полиции, о чем будет написано ниже.

Фото из открытых источников

Данные факты могут быть закреплены следствием в протоколах допросов обвиняемого (подозреваемого), свидетелей, результатах прослушивания телефонных переговоров, результатах осмотра компьютеров, планшетов и телефонов, в которых содержится данная информация, отражена в протоколах следственных действий с участием обвиняемого, если при их проведении он дает пояснения о наличии цели сбыта наркотиков, в результате оперативного наблюдения (например делает «закладки», передает наркотик), запросах о движении денежных средств по  счетам сбытчика и т.д.

2-я составляющая, объективная сторона совершения преступления — документирование действий по сбыту наркотического средства или психотропного вещества.

Если покупатель (приобретатель) не действует в рамках оперативно-розыскных мероприятий под контролем сотрудников полиции, а является лицом приобретающим наркотическое средство по собственной инициативе, то факт сбыта доказывается протоколом его личного досмотра, в рамках которого изымается наркотическое средство, результатами химической экспертизы, протоколами допроса лица у которого наркотическое средство изъято, протоколами допроса предполагаемого сбытчика, результата оперативного наблюдения, прослушивания телефонных переговоров, протоколами осмотра компьютеров, телефонов с которых велась переписка, заключениями биологической и дактилоскопической экспертиз, на принадлежность отпечатков

пальцев и биологических следов имеющихся на упаковке сбытого наркотика предполагаемому сбытчику, смывов с его рук, протоколами личного досмотра предполагаемого сбытчика, экспертизы срезов с его карманов, обыска в жилище и т.д.

Указанные следственные действия проводятся следователем или сотрудниками полиции при  необходимости и не являются обязательными.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СБЫТА В РАМКАХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В подавляющем большинстве случаев, факты сбыта наркотических средств или психотропных веществ выявляются и документируются сотрудниками правоохранительных органов в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий «проверочная закупка» или «оперативный эксперимент».

Суть законного мероприятия заключается, в создании определенных условий для документирования незаконной деятельности по сбыту наркотических средств лица, в отношении которого имеется обоснованное подозрение в причастности к распространению наркотиков.

В данном случае, покупатель наркотического средства — закупщик, действует под контролем сотрудников полиции приобретая наркотик, сделка документируется в рамках ОРД (оперативно-розыскной деятельности), и в дальнейшем эти материалы становятся доказательствами по делу.

Закупщик наркотического средства или психотропного вещества действует в рамках оперативно-розыскных мероприятий, и согласно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», до проведения такого мероприятия оперативные службы должны обладать информацией о причастности предполагаемого сбытчика к совершению подобных преступлений, или подготовке к его совершению, либо сотрудники полиции должны действовать по письменному поручению следователя в рамках уже возбужденного уголовного дела.

Материалы уголовного дела, в случае если оперативно-розыскные мероприятия проводились до его возбуждения, должны содержать основания для проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» или «оперативный эксперимент» из которых бы следовало, что предполагаемый сбытчик причастен к сбыту наркотиков, и осознанно ставит перед собой цель их сбыть, то есть имеет место умысел на сбыт.

» В тех случаях, когда материалы уголовного дела о преступлении рассматриваемой категории содержат доказательства, полученные на основании результатов оперативно-розыскного мероприятия, судам следует иметь в виду, что для признания законности проведения такого мероприятия необходимо, чтобы оно осуществлялось для решения задач, определенных в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии оснований и с соблюдением условий, предусмотренных соответственно статьями 7 и 8 указанного Федерального закона. Исходя из этих норм, в частности, оперативно-розыскное мероприятие, направленное на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а также выявление и установление лица, его подготавливающего, совершающего или совершившего, может проводиться только при наличии у органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведений об участии лица, в отношении которого осуществляется такое мероприятие, в подготовке или совершении противоправного деяния.» — < п.14 Постановления Пленума ВС РФ №14 > 

В случае, если мероприятия проводятся в рамках возбужденного уголовного дела, то основанием для их проведения является только поручение следователя, в производстве которого оно находится.

Согласно ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в том числе ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

К сожалению, в силу несовершенства законодательства, в Российских судах укоренилась порочная практика принимать на веру любые утверждения сотрудников полиции, о якобы наличии обоснованного подозрения в отношении лиц у которых были проведена «закупка» наркотических средств или психотропных веществ.

Фото из открытых источников

Зачастую, материалы уголовных дел не содержат конкретных данных о причастности предполагаемого сбытчика к совершению преступлений, и формально основания для проведения ОРМ оформляются в виде простого рапорта оперативного сотрудника или ссылки в постановлении на проведение ОРМ, о якобы наличии такой информации, на которые и ссылаются суды, как на основание для проведения ОРМ.

» Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут использоваться в доказывании по уголовному делу, если они получены и переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества,

сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. » — < п.14 Постановления Пленума ВС РФ №14 >. Результаты ОРД могут быть переданы следователю только на основании постановления руководителя (заместителя) органа по субъекту РФ осуществляющего ОРД (руководителем МВД, Следственного комитета, ФСБ, по области, краю, республике или городу Федерального значения —  Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).

Постановление о предоставлении результатов ОРД должно содержать перечень документов которые передаются, а также перечень предметов полученные в ходе проведения ОРМ. Подписано соответствующим руководителем.

В том случае, если в материалах уголовного дела отсутствует постановление об их предоставлении следователю, либо в нем не указаны какие-либо документы отражающие ход ОРМ, то такие результаты не могут быть использованы в качестве доказательств по делу.

Вместе с тем, под наличием умысла понимается желание лица сбыть наркотическое средство или психотропное вещество, которое сформировалось у него самостоятельно. Другими словами, он совершил бы данное преступление, в отношении других лиц, независимо от факта проведения в отношении него «проверочной закупки» или «оперативного эксперимента», действий закупщика, и сотрудников правоохранительных органов.

» Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация) » — < ст.5 ФЗ «Об ОРД» >

Провокацией является побуждение в прямой или косвенной форме к совершению преступления, при отсутствии обоснованных подозрений в отношении данного лица. В данном случае к передачи наркотического средства лицу, действующему в качестве закупщика при проведении ОРМ.

Вместе с тем, несмотря на законодательный запрет провоцировать лиц на совершение преступлений, недобросовестные сотрудники правоохранительных органов при фактическом отсутствии обоснованных подозрений в причастности к совершению преступлений, используя своих агентов, либо зависимых от сотрудников полиции лиц, искусственно формируют умысел на передачу наркотического средства их агенту.

Из практики: В. задерживают, при личном досмотре изымают у него наркотическое средство. Перед В. сотрудники полиции ставят условие, либо он сейчас любым способом у своих знакомых лиц возьмет наркотическое средство, либо В. будет немедленно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В. испугавшись немедленного заключения начинает обзванивать всех своих знакомых, кто также употребляет наркотики, и под любыми предлогами склоняет их к оказанию помощи в приобретении наркотического средства, угощении В., или продажи ему наркотика.

Вместе с тем, сотрудники полиции не знают, кого В. получится уговорить на передачу ему наркотика, и не могут обладать никакой информацией о причастности к сбыту наркотиков этих лиц.

С. поддавшись на уговоры В., с которым они два дня назад совместно приобрели наркотик, находясь с В. в доверительных отношениях, в том числе на фоне совместного употребления наркотиков, проникшись его уговорами, соглашается продать В. часть оставшегося у него наркотика, о чем В. немедленно сообщает сотрудникам полиции.

Сотрудники в свою очередь, не обладая данными о причастности С. к сбыту наркотиков до обращения к нему В., проводят в отношении С. «проверочную закупку», в рамках которой документируют факт передачи.

По результатам закупки составляются документы, для В. готовится объяснение, в котором он утверждает, что С. сам ему предлагал приобрести наркотик, и на основании данного факта он добровольно обратился в полицию.

С. задерживается сотрудниками полиции, ему предлагается такая же сделка, и круг замкнулся.

Участвуя в следующей подобной закупке, В. уже является агентом сотрудников полиции, что конечно же в суде категорически отрицает.

Такие действия В. и сотрудников полиции являются провокацией на совершение преступления.

Признаками провокации сбыта наркотических средств являются:

1. Отсутствие предусмотренных законом оснований для проведения ОРМ «проверочная закупка».

2. Отсутствие достоверной (проверяемой) информации, что лицо до начала проведения ОРМ занималось сбытом наркотических средств или готовилось к сбыту.

3. Инициатива в сбыте наркотических средств, в прямой или косвенной форме исходила от сотрудников полиции или их агента (закупщика).

Судебных решений по признанию действий оперативных сотрудников полиции изначально провокационными — ничтожно мало. Суды РФ признают провокационными в большинстве своем повторные «проверочные закупки» в результате которых не было достигнуто новых результатов. Есть очень не много примеров признания судами провокацией первой «проверочной закупки», и практически все они связаны с фальсификацией уголовных дел сотрудниками полиции.

Документы составляемые при проведении "закупки"

Фото из открытых источников

Основным документом на основании которого проводятся «проверочная закупка» или «оперативный эксперимент» является постановление о его проведении, которое должно содержать цель проведения ОРМ, основания его проведения и которое должно быть утверждено, до фактического его проведения, руководителем (заместителя) органа по субъекту РФ осуществляющего ОРД (руководителем (заместителем) МВД, Следственного комитета, ФСБ, по области, краю, республике или городу Федерального значения —  Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).

Рапорт оперуполномоченного в котором содержатся основания для проведения ОРМ, на основании которого выносится постановление о его проведении, или заявление лица о незаконной деятельности проверяемого.

Документом отражающим ход его проведения является акт проведения ОРМ, который составляется по результатам проведения ОРМ, и является итоговым документом. Кроме того, в акте могут быть отражены все действия сотрудников полиции в ходе его проведения по этапам, каждый из которых подписывается участвующими лицами. В таком случае, все нижеуказанные документы включены поэтапно в акт проведения ОРМ, и не дублируются отдельно.

Действия и документы составляемые до проведения ОРМ:

1. Акт личного досмотра покупателя (закупщика).

2. Акт досмотра транспортного средства (если используется).

3. Акт осмотра и выдачи денежных средств.

4. Копия денежных средств.

5. Акт осмотра и выдачи технических средств (если ведется аудио-видео фиксация).

Действия и документы после проведения ОРМ:

1. Акт добровольной выдачи наркотического средства (может оформляться протоколом личного досмотра закупщика).

2. Акт досмотра закупщика после проведения ОРМ.

3. Акт досмотра транспортного средства после проведения ОРМ.

4.  Акт выдачи технических средств.

5. Акты опросов закупщика, оперативных сотрудников, приглашенных граждан.

Данные документы в дальнейшем, после предоставления их следователю, будут являться доказательствами того, что объективная сторона преступления была выполнена именно сбытчиком, то есть именно сбытчик передал наркотическое средство закупщику.

Только наличие перечисленных документов, кроме актов осмотра и вручения технических средств (могут не применяться) и акта досмотра транспортного средства, могут достоверно свидетельствовать о факте передачи сбытчиком наркотических средств закупщику.

Для дополнительной фиксации обстоятельств проведения ОРМ, сотрудниками полиции может быть проведено ОРМ «наблюдение».

Кроме того, результаты оперативно-розыскных мероприятий могут быть использованы при доказывании, только если соответствуют требованиям предъявляемым к доказательствам УПК РФ.

Другими словами, досмотры, выдача, обследование помещений, местности и транспорта, должны быть проведены с участием не менее двоих участвующих лиц, участие которых предусмотрено при проведении следственных действий УПК РФ. Акты проведения таких мероприятий, составлены с участием данных граждан с указанием их данных и подписями на документах.

В противном случае, например если акт досмотра составлен без участия двух граждан, он не может быть признан доказательством в смысле УПК РФ, и использоваться при доказывании.

Таким образом, на основании отсутствия каких-либо документов оперативно-розыскной деятельности в материалах уголовного дела или их несоответствии требованиям УПК РФ, необходимо ставить под сомнение соответствующий этап проведения «проверочной закупки» или «оперативного эксперимента». Что в свою очередь может привести к признанию результатов ОРМ «проверочная закупка» недопустимыми доказательствами по делу, так как они не могут достоверно свидетельствовать о доказанности факта передачи наркотических средств.

» В случае признания полученных на основе результатов оперативно-розыскной деятельности доказательств недопустимыми они не могут быть восполнены путем допроса сотрудников органов, осуществлявших оперативно-розыскные мероприятия. » — < п. 9 Постановления Пленума ВС РФ «О судебном приговоре» >

Кроме того, если оперативно-розыскное мероприятие проводилось негласно, то материалы дела должны содержать постановление о рассекречивании сведений составляющих государственную тайну.

Обоснованность проведения "закупок"

Согласно правовой позиции Европейского Суда по Правам Человека, любая предварительная информация, касающаяся существующего намерения совершить преступление, должна быть проверяема. (Постановление ЕСПЧ «Ваньян против РФ» параграф 49, «Худобин против РФ» параграф 134).

Вместе с тем, как указывалось выше, Российские суды принимают на веру утверждения сотрудников о наличии оперативной информации, о причастности лица к совершению преступлений, ссылаются на ее формальное наличие в материалах дела, и предпочитают не вдаваться в подробности и не проверять ее.

Фото из открытых источников

Однако, наличие такой информации для проведения ОРМ, и предоставление ее органам следствия и суду предусмотрено Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» Согласно п. 20 указанной инструкции, результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Другими словами, ссылка в постановлении о проведении оперативно-розыскного мероприятия и рапорте на его проведение, о наличии ничем не подтвержденной оперативной информации, не может являться достаточным основанием для признания ОРМ «проверочная закупка» или «оперативный эксперимент» проведенным при наличии предусмотренных законом оснований.

Если данная информация не подтверждается материалами уголовного дела, или она получена после вынесения постановления о проведении ОРМ, то его результаты необходимо признавать проведенным при отсутствии предусмотренных ст.7 ФЗ «Об ОРД»  законных оснований, исключительно по инициативе сотрудников правоохранительных органов.

«Несоблюдение требований закона о порядке проведения  и оформления оперативно-розыскных мероприятий, необоснованность проведения таких мероприятий, равно как и несоблюдение положений уголовно-процессуального закона о проведении следственных действий влекут признание полученных доказательств недопустимыми. » — < п. 7.1 Обзора судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 27.06.2012 года >

Кроме того, зачастую в качестве закупщика при проведении ОРМ участвует агент полиции, принимающий участие при проведении подобных мероприятий фактически на постоянной основе. В соответствии с позицией ЕСПЧ такая практика также признана незаконной.

Показания сотрудников полиции

В силу того, что в правоохранительных органах стоит ежемесячный план раскрываемости преступлений, оперативные сотрудники и следователи всеми возможными методами пытаются улучшить показатели своей работы.

Надеяться на то, что оперативные сотрудники изменят свои показания, или расскажут, как все было в действительности – бессмысленно!

Исходя из этого, ваша задача выявить в их показаниях существенные противоречия. На стадии предварительного следствия, при необходимости, ходатайствуйте о проведении очной ставки.

Помните, что оперативные сотрудники полиции – являются лицами заинтересованными в результатах дела в силу своего служебного положения, соответственно построение обвинения только на их показаниях является незаконным.

Показания незаинтересованных граждан

При проведении ОРМ «проверочная закупка» наркотических средств, для удостоверения факта передачи сбытчиком наркотических средств закупщику, привлекаются так называемые «незаинтересованные граждане». Обычно, данные лица, находясь в пределах видимости, наблюдают факт сделки (передачи наркотических и денежных средств).

В дальнейшем после проведения ОРМ, они опрашиваются об обстоятельствах проведения ОРМ, и составляются акты опросов данных лиц, в которых они расписываются на каждой странице. После заведения уголовного дела данные лица допрашиваются в качестве свидетелей.

Как правило, в качестве приглашенных граждан выступают одни и те же лица (фактически штатные понятые). Это либо наркозависимые которые были пойманы на других правонарушениях сотрудниками полиции, стажеры полиции, студенты юридических факультетов, либо лица близкие к сотрудникам полиции проводящим оперативно-розыскные мероприятия.

Фото из открытых источников

Для того чтобы исключить показания данных лиц из материалов уголовного дела, необходимо доказать, что данные лица являются заинтересованными лицами, либо находятся в зависимости от сотрудников полиции.

Свидетельствами данного факта могут являться:

— показания данных лиц о зависимости или заинтересованности.

— официальные документы, что данные лица выступают в роли приглашенных граждан на постоянной основе с одними и теми же оперативными сотрудниками.

— на момент проведения ОРМ проходили фигурантами по уголовным делам.

— проходят стажировку в правоохранительных органах и в ближайшее время будут туда трудоустроены.

— являются наркозависимыми и состоят на учете в наркологическом диспансере.

— на момент участия в мероприятиях являлись административно арестованными.

Ваша задача: выявить в их показаниях существенные противоречия. На стадии предварительного следствия ходатайствуйте о проведении очной ставки.

Из практики. В ходе рассмотрения уголовного дела по обвинению в сбыте наркотических средств суд признал недопустимым доказательством результаты проверочной закупки, при проведении которой оперативные сотрудники привлекали в качестве понятых студентов юридического техникума, проходивших практику в их подразделении.

В приговоре суд сослался на показания понятых о том, что по результатам прохождения практики в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на них составлялись характеристики, по которым в дальнейшем выставлялись оценки«отлично».

При этом установление факта знакомства понятого и оперативного сотрудника до производства ОРМ не влечет автоматически признания мероприятия незаконным и лишь свидетельствует о необходимости тщательной проверки материалов ОРМ и уголовного дела.

Особое внимание следует уделить результатам первичного опроса понятых и протоколам их допросов в качестве свидетелей. На практике имеют место случаи, когда следователи, не произведя допрос понятого, попросту переписывают в протокол показания, данные им при опросе. Поэтому дословное совпадение показаний, данных понятыми в ходе опроса и допроса, может служить основанием для признания их недопустимыми доказательствами.

О наличии личных или служебных отношений между оперативным сотрудником и «незаинтересованным гражданином» свидетельствует, в частности, сокрытие сведений о личности данного гражданина в материалах ОРМ. Так, при составлении протоколов и актов ОРМ оперативные сотрудники вместо фактического адреса проживания понятого указывают адрес своего служебного кабинета. В дальнейшем следователи в протоколах допросов указанных «незаинтересованных граждан» приводят тот же адрес, что фактически является сокрытием информации о личности участника процесса.

Повторные проверочные закупки

В соответствии с «Обзором судебной практики о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ» утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 27 июня 2012 года, судам следует учитывать, что проведение повторного оперативно-розыскного мероприятия, также очередной проверочной закупки у одного и того же лица, должно быть обосновано и мотивировано, в том числе новыми основаниями и целями, и с обязательным вынесением нового мотивированного постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Целями повторного ОРМ, также и проверочной закупки, могут являться пресечение и раскрытие организованной преступной деятельности и установление всех её соучастников, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотиков, выявление производства при наличии оперативно-значимой информации по данным фактам. Кроме того, это могут быть случаи, когда в результате проведённого ОРМ не были достигнуты цели мероприятия (например, сбытчик наркотического средства догадался о проводимом мероприятии).

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела.

Если при проведении повторных ОРМ «Проверочная закупка» в постановлении о проведении ОРМ не указаны новые цели ее проведения, и по результатам ее проведения не достигнуто новых результатов, таких как выявление каналов поставки наркотиков, изобличению других лиц причастных к незаконному обороту и т.д., то данная закупка считается незаконной.

Так как, вопреки ст.2 ФЗ «Об ОРД» после того, как был выявлен факт сбыта наркотических средств, оперативные сотрудники не прекратили своих действий, а спровоцировали сбытчика на совершение нового преступления.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru